Развитие происходит из точки покоя

Взрослые, которые усиленно развивают ребенка, похожи на Карлсона, посадившего семечко. Он все время его раскапывал, чтобы посмотреть: не проросло ли?

На самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы их тянем за уши, а просто потому, что они дети. В них это заложено. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и нестрашно. 

Нестрашно – это когда все хорошо с родителями. Когда они любят, когда они рядом, когда ты для них хороший.

 Если ребенок одинок, отвергнут, если он боится родительского гнева и разочарования, он развиваться не может. Все силы психики уходят на совладание с тревогой по поводу привязанности. Как говорят психологи, аффект тормозит интеллект. Лимбическая система бунтует, и не дает нормально работать верхнему (кортикальному) мозгу. Какая уж тут познавательная деятельность.

А если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается к ним спиной, а лицом – к миру, и отправляется его исследовать.


 

 

Проводили такой эксперимент. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали в кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем ненадолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете «как дома», говорил, что можно «посмотреть пока, что у нас тут есть». И уходил. Но недалеко, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной стороны как зеркало, с другой – прозрачное, его часто используют для психологических экспериментов.

Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типов поведения было четыре:

 

1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал» и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама его одергивала.

 

2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.

 

3. Мама воодушевлено говорила ребенку: «Смотри, какие хорошие игры!» И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.

 

4. Мама, забыв про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.

 


Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Прежде, чем читать дальше, попробуйте отгадать, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?

Самые высокие показатели были у детей любознательных мам, из 4 группы. Тут все работало на познание: мама рядом, она сама все исследует, у ребенка включается подражание, ему спокойно и весело, и процесс идет полным ходом.

Затем шли дети мам из 2 группы. Они не подавали пример, но своим присутствием и спокойствием обеспечивали безопасность, и природа брала свое.

И гораздо худшие результаты были у тех детей, кому все запрещали, и у тех, кем руководили.

Если ребенок живет в душевно и духовно богатой, интересной, интригующей среде, если самим родителям все интересно, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, им не надо ничего усиленно в ребенке развивать. Следование и природная потребность учиться сделают свое дело – все само прекрасно разовьется, не удержишь.

Единственное, за чем важно следить – за тем, чтобы ребенку не было страшно в отношениях с вами и в мире вообще. Познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний.

Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь – воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.



А теперь, представьте, что мамы нет очень-очень долго. Или даже совсем. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитировать в этом отношении детей, долго пробывших в казенном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандалят, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.

Мне очень нравится формулировка Гордона Ньюфелда: «Развитие происходит из точки покоя». Так оно и есть. Причем и у детей, и у взрослых. Так мы, люди, устроены: как только наши базовые потребности удовлетворяются, как только нам спокойно и хорошо, нам сразу становится невтерпеж что-нибудь новое узнать или сделать.

Получается, что очень много всего нужно, чтобы ребенок хорошо развивался и его познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы. И все это, конечно требует большой работы, хотя совсем не в том смысле, в каком думают родители, с утра до вечера занимающиеся «развитием» ребенка. опубликовано econet.ru

Автор : Людмила Петрановская, из книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

 

http://econet.ru/articles/111470-razvitie-proishodit-iz-toch...

Православный психолог завел пять детей. А потом передумал

Вот уже несколько дней по сетям ходит история о многодетном православном отце, который сначала наделал 5 детей, один из которых инвалид, а потом, пройдя курс то ли тренингов, то ли терапии, просветлел вдруг, и понял, что это все было не то. Что он не имеет права жить с надоевшей женой без любви. Признался ей во всем и свалил, ощутив неимоверное облегчение. А потом еще и в своем фейсбуке похвалялся – мол, дети вырастут и простят, зато я остался честным с самим собой.

Женщины его порыв, конечно, не оценили.

Пост пришлось убрать, а всех спрашивающих: с кем дети, зин? – забанить. Но Юлия Куфман успела сделать скриншот, и коричневая субстанция растеклась и понеслась по трубам.






Честно говоря, я даже не хочу думать о том, кто в этой ситуации виноват. Безумный коуч, который применил рецепт, отлично действующий на парах без детей, или с одним ребенком к многодетной семье с инвалидом. Или терапия стала лишь предлогом для самого «героя», который уже все для себя решил, и только использовал психологическую помощь как лазейку – мол, вот же, доктор прописал. Мне сложно судить.

Все дело в том, что еще пару лет назад счастливый отец раздавал всем интервью. «Ответственность за все происходящее в многодетной семье лежит только на отце, ведь женщина, осознанно решившая стать многодетной, тем самым безгранично ему доверилась», - говорил он в интервью для портала «Православный мир» от 2014 года. Примерно то же самое повторял в интервью на радио в 2018 году. Короче говоря, был широко известным порядочным человеком. А потом вдруг сломался.

 

И вот вы знаете, мне и хочет как-то натянуть, как презерватив на глобус, на многодетного отца формулу «не суди, да не судим будешь». Но я не могу. Потому что в нашем обществе все устроено так, что мужчина может просто взять и сломаться в комфортных для себя условиях. Если понадобится, даже с группой психотерапевтической поддержки. А женщина не может сломаться, ей сбежать некуда. Вот эта лицемерно брошенная ей возможность «найти любимого человека и быть счастливой» при пяти детях это что? Изощренное издевательство? Понятное дело, что единственное, что ей останется, это тянуть детей одной, и других вариантов у нее нет, по крайней мере, из тех, что не подразумевают лечь вперед ногами.

Ну и отдельно привет всем тем, кто любит говорить: ты каким местом его выбирала, где были твои глаза? Кто же тебе виноват, нормальный бы не ушел… Да любой мужчина может взять и уйти. Даже тот, у кого есть медаль «отец года». Даже тот, который лучшим образом зарекомендовал себя на всех эфирах страны. Гарантии нет, от слова совсем.

«Оставшись, по прихоти отца моих девочек, одна с пятью детьми, я первый год просто боролась за свою жизнь и жизнь своих девочек. Мне казалось, что жизнь остановилась. Теперь я знаю, что каждый второй мужчина сбегает из семьи, в которой рождается инвалид! Но брошенные семьи живут дальше!», — написала на своей странице Наталья Лучанинова.

Многодетная семья, да и вообще семья, это такая конструкция, в которую у мужчины есть вход, и из нее есть выход. Для женщины это конструкция без выхода. Может быть, потому и не торопятся женщины с многодетностью – понимают, что, если что, рассчитывать придется только на себя?

А еще, я сижу, и думаю: а если бы не муж, а жена, вдохновившись психологическими тренингами, вдруг взяла и ушла, переложив на мужчину всю ответственность? Упорхнула, так сказать, в светлое будущее под аплодисменты группы поддержки. И сел бы этот просветленный один посреди бардака, грязной одежды, постельных принадлежностей, забот о ребенке-инвалиде и заботах о хлебе насущном. И вот мне очень интересно, что бы он тогда подумал обо всем этом просветлении и психологическом развитии. Боюсь, что и у него бы не нашлось никаких слов, кроме матерных…

https://morena-morana.livejour...

Учительница первая моя. Секс-скандал в Астрахани

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх